Перелинковка сайта

PageRank

Правильная перелинковка сайта повышает ранжирование важных страниц, даже без учёта внешних факторов. Для того чтобы выбрать схему перелинковки сайта, необходимо понимать как распределяется внутренний вес страниц.

Чтобы это понять, разберём типичные схемы перелинковки страниц, где видны механизмы передачи веса. Для этого используем показатель PageRank, который рассчитывается для каждой страницы отдельно.

Как передаётся вес страниц

Точно определить, как передаётся вес страниц, не удастся, да это и не требуется. Алгоритмы расчёта ВИЦ и PR страницы достоверно знают только сотрудники поисковых систем. Но для понимания механизмов перелинковки сайта необходимо от чего-то отталкиваться. Возьмём формулу для определения PageRank страницы, которая была представлена создателями Google на заре основания компании:

  • PR = 0.15 + 0.85 * S

где S - сумма PR ссылающихся страниц, а каждый PR делится на кол-во ссылок со страницы. Конечно, формула наверняка изменялась, но она позволит понять механизм распределения веса между отдельными страницами.

Надо понимать что, если страница A ссылается на страницу C, то она передаёт ей вес с некоторым уменьшением (k=0.85). Передаваемый вес делится на количество всех исходящих ссылок со страницы. Одна ссылка с неё будет передавать вес равный 0.85, две ссылки - только 0.425 каждая, четыре - по 0.2125. Чтобы лучше понять механизмы распределения веса между страницами обратимся к условной схеме передачи веса PageRank:

схема передачи веса страниц

Здесь каждой странице изначально присвоен PR=1. Чётко видно как распределился вес в результате выбранной схемы перелинковки. Это «выхолощенная» модель, где не учитываются другие факторы.

А теперь самое главное - D передаёт вес A, а затем получает уже увеличенный вес обратно! Понимание этой взаимной связи придаёт перелинковке сайта чрезвычайное значение - это возможность «накачать» вес значимых страниц, продвигаемых по заданным ключевым словам.

На практике это означает: правильная внутренняя перелинковка сайта даст увеличение суммарного PR страниц, без учёта внешних факторов! Необходимо только помнить, что PR сайта - это лишь PR его главной страницы.

Правильная перелинковка

Однозначного понимания правильной перелинковки страниц не существует - у каждого свои задачи. Понятно, что наибольший вес должны получать нужные нам страницы. Но как будет перетекать вес в результате определённых связей или структуры сайта? Для понимания ситуации опять прибегнем к двум схемам перелинковки страниц, которые иллюстрируют продвижение по ВЧ и НЧ запросам:

внутренняя перелинковкаВЧ и НЧ запросы

В первом случае «накачивается» главная страница с ВЧ запросами. Во втором: больший вес получают страницы 3-го уровня, которые подходят под НЧ запросы. Не трудно догадаться, как повышать вес страниц 2-го уровня - перенаправить на них ссылки, идущие с низкоуровневых на главную в первой схеме. Условно можно сказать, что это направленно на продвижение СЧ запросов.

Не надо понимать приведённые схемы буквально. Всё зависит от размера ресурса, его роста и задач, которые он выполняет. Целесообразно сделать все важные страницы доступными с главной, а остальные не далее, чем в 2-х или 3-х кликах от неё, в идеале в 2-х. Однако к вспомогательным, второстепенным по генерации трафика страничкам, это не относится.

Приведённые схемы перелинковки, однако, не дают понимания распределение веса в цифрах. Для того чтобы продемонстрировать это наглядно, воспользуемся старыми схемами К. Райдингса (searchenginesystems.net), где внутренним страницам условно присвоен PR=1:

распределение весаутечка PR схема удержания PR

В этих примерах видно перетекание веса для трёх различных способов перелинковки страниц. Красным цветов представлены показатели утечки PR, если в расчёт включаются внешние сайты А и В. И хотя схемы условные, необходимо также делать поправку на «время», но выводы очевидны и напрашиваются сами собой.

Для увеличения суммарного веса внешние ссылки должны вести на значимые в иерархии сайта страницы. И наоборот, чтобы утечка PR была минимальна, исходящие линки должны быть сосредоточены на «низовых» страничках. Если при этом с них идёт много линков на внутренние страницы, то еще лучше: они имеют маленький вес, а PR утекает не значительный.

Практика позволяет понять значение внутренней перелинковки страниц. Нет необходимости проводить точные вычисления и учитывать множество факторов. Нужно просто выбрать пару страниц и «накачать» их внутренним весом. Заранее провести seo анализ, зафиксировав позиции сайта по нужным запросам и отслеживать результаты.

Отмечу факторы, которые надо учитывать для правильной перелинковки.

1. Больший вес передают ссылки, расположенные ближе к началу страницы, и наоборот.

2. Чтобы не получить бан от поисковых систем, текст не должен пестрить ссылками: более 2-3 шт. на 1000 символов текста будет достаточно. Желательно распределять их в статье более-менее равномерно. В последнее время некоторые рекомендации носят ещё более низкое пороговое значение на лимит ссылок для 1 стр.

3. Одинаковые ссылки с одной страницы будут считаться как одна. При этом будет засчитываться, по-видимому, анкор первой из них. Учитывать нужно навигацию и ссылочные блоки внизу.

4. Анкоры - спорный вопрос. Гугл до сих пор демонстрирует свою расположенность к точным вхождениям ключевых слов. О том же заявляет и Яндекс в своей справочной системе - касается внутренней перелинковки. Как поступать? Лучше перестраховаться и изменять морфологию ссылочных анкоров, пусть не так сильно шифроваться, как при внешнем продвижении статьями, напирая на естественность анкоров.

На практике продвижение НЧ запросов получается, используя только внутреннюю перелинковку сайта, правильно распределив вес страниц между собой. Наличие ссылок в тексте улучшает и поведенческие факторы за счёт дополнительных внутренних переходов.